Туристический портал - AmiraCrimea

Размеры фрески тайная вечеря леонардо да винчи. Неизвестные факты о самой загадочной картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

«Тайная вечеря». (wikimedia.org)

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.


Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Лодовико Сфорца. (wikimedia.org)

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.


Санта-Мария-делле-Грацие. (wikimedia.org)

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.


Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Если уж судьба забросила Вас в Северную столицу Италии, то фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи стоит посмотреть непременно. Не зря же BlogoItaliano поставил ее на вторую строчку ТОП-листа . Другое дело, что достать билеты на посещение Вечери почти невозможно, если не знать, где и когда искать . Но перед тем, как мы расскажем о билетах, уделим немного внимания самому Шедевру.

Из всех работ Леонардо да Винчи, сохранившихся до настоящего времени, фреска Тайная вечеря в Милане одна из наиболее примечательных. И это признают даже те, кто готов неустанно доказывать, что ее сюжет абсолютно не соответствует событиям, описанным в Новом Завете. Дело, впрочем, не в сюжете и не в воззрениях художника, которые он якобы хотел отразить в рисунке, расписывая стену трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи: гений незавершенности

Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ? Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.

Художничество в те годы тоже было ремеслом – не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.

Самодвижущаяся деревянная повозка Леонардо да Винчи

Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами. Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.

Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: от замысла к созданию

Леонардо заинтересовала новая загадка. Он решил досконально исследовать закономерности воздушной перспективы, согласно которым чем дальше находится предмет, тем неразличимее становится его истинный цвет. Как и прежде, эту загадку Леонардо загадала сама природа. Художник создает серию набросков и несколько картин, на которых впервые появляется сфумато – легкая дымка, нечеткость контуров, мягкая тень, ставшая вскоре характерной чертой его живописных работ.

Волновали Леонардо и вопросы организации пространства на полотне – линейная перспектива, и проблема «золотого сечения». Именно тогда (в 1490 г.) появился знаменитый рисунок «Витрувианский человек», представляющий точные расчеты пропорций тела.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Но возможность перейти от теории к практике по трем направлениям сразу представилась лишь в 1494 году. Именно эту дату большинство исследователей называют в качестве исходной: Тайная вечеря Леонардо да Винчи , существовавшая до той поры лишь в воображении художника, начала обретать свои очертания на монастырской стене. Размер фрески ‒ 460×880 см.

Работа продолжалась вплоть до 1498 года. Пытаясь сделать фигуры объемнее, а, значит, естественнее, Леонардо, увлеченный идеей передачи принципов воздушной перспективы на статической поверхности, расписывает трапезную не темперой по сырой штукатурке, как это было принято, а масляными красками по обычной, сухой.

Но это не более чем эксперимент, пусть и щедро оплачиваемый. Сюжет при этом для художника вторичен. Главное – воссоздать гармоничное пространство при помощи точных расчетов. «Поверить алгеброй гармонию», как напишет уже другой гений несколько сот лет спустя.

Миланский монастырь Санта Мария делле Грацие

По легенде, приор монастыря Санта Мария делле Грацие постоянно подгонял Леонардо, который в отместку придал чертам Иуды Искариота сходство с настоятелем. Не исключено, что это всего лишь легенда: доминиканцы (а монастырь был именно доминиканским) славились своими художниками и знали цену этому труду – как в материальном, так и во временном отношении.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: победа и поражение гения

Эксперимент удался Леонардо лишь частично: масляные краски ему вскоре пришлось подправлять той же темперой. Однако палитра оттенков, делающая фигуры Спасителя и его учеников максимально естественными на небольшом отдалении, благодаря гению мастера, осталась неизменной.

Но более всего современников художника поразила иллюзия огромного пространства позади сидящих за столом, которая невольно переносилась на пространство реальное, вбирая в себя его черты и заставляя наблюдателей чувствовать себя буквально внутри фрески.

Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Сила воздействия этой работы на зрителя такова, что до сих пор даже серьезные исследователи, изучая ее, не принимают во внимание то, что лежит буквально на поверхности, и углубляются в символику и сюжетность. Хотя ошеломляющий эффект Тайной вечери – всего лишь результат огромной работы ума и холодного расчета, своеобразное уравнение, основанное, тем не менее, на строгих природных законах, которым Леонардо следовал всю свою жизнь. Всего лишь? Ответ на этот вопрос каждый должен найти для себя сам.

Как увидеть фреску Тайная Вечеря

Ни одна, даже самая качественная репродукция, не сможет передать всю мощь гения Леонардо, решавшего и решившего одну из самых сложных загадок природы посредством создания фрески Тайная вечеря в Милане . Фреска по сей день украшает одну из стен трапезной в Санта Мария делле Грацие по адресу: Piazza Santa Maria delle Grazie 2 | Corso Magenta, 20123 Милан, Италия (Centro Storico).

Церковь открыта для посещений ежедневно с 7:30 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00). В предпраздничные и праздничные дни Санта Мария делле Грацие принимает гостей с 11-30 до 18-30.

Доступ в помещение с фреской строго ограничен. И прежде придется купить на осмотр Тайной вечери билеты, позволяющие в течение 15 минут находиться в трапезной.

С ними, кстати, все совсем непросто: будучи одной из главных достопримечательностей Милана, Тайная Вечеря пользуется сумасшедшей популярностью у гостей города. Билеты на нее раскупают за 2 месяца вперед, поэтому шансы посмотреть Вечерю «с наскоку» весьма призрачны. Не продаются билеты и с рук, за чем строго следит служба безопасности.

Таким образом, для тех, кто лишь готовится к поездке в Италию и хочет увидеть Тайную вечерю воочию, остается лишь один приемлемый вариант – онлайн-бронирование.

Где купить билеты на Тайную Вечерю

Тайная Вечеря всегда пользовалась сумасшедшим спросом в Милане, но когда мы впервые написали эту статью [в 2013-м году], то с билетами все равно было немного проще. Сейчас [в 2019], пересматривая доступные способы взять билеты, нужно признать, что все усложнилось еще сильнее.

Ограничение количества билетов в продаже привело к тому, что многие операторы безбожно завышают цены. Нередко доходит до того, что путешественники готовы выложить до $100 за билет, лишь бы увидеть фреску. Тем не менее, несколько способов попасть на осмотр Тайной вечери за адекватные деньги все же есть.

Способ 1: Weekend in Italy

Сайт, на котором можно поискать билеты, не переплачивая за экскурсию, – Weekend in Italy . Здесь билеты можно найти довольно часто, потому что сайт является главным поставщиком для многих зарубежных агентств, но есть свои особенности.

Билеты на Тайную Вечерю здесь доступны только в комплекте с еще одной покупкой. Например, Вы можете объединить посещение Вечери с билетом в Галерею Брера, Атлантическим кодексом Леонардо в библиотеке Амброзиана или взять Milano Card на 24 часа. Если выбрать только Тайную Вечерю, то система просто не пустит Вас к этапу покупки билета .

Поскольку эти достопримечательности являются одними из наиболее знаковых в Милане, это отличный способ составить интересный план сразу на целый день.

Кстати, Тайная Вечеря далеко не единственная достопримечательность Италии, билеты для посещения которой стоит бронировать заблаговременно. Более подробно о таких местах мы уже и рекомендуем статью всем, кто хочет «взять» от отпуска в Италии по максимуму.

Способ 2: Экскурсия с посещением Тайной вечери

Еще один способ посмотреть “Тайную вечерю” – сделать это в рамках англоязычной экскурсии. Так поступают очень многие иностранцы, и не только русскоговорящие. Потому что нередко гораздо проще и дешевле сходить на экскурсию [пусть и на английском языке], чем покупать у перекупщиков билеты по неадекватно завышенным ценам.

Посмотреть подробное описание экскурсии и оформить заказ на участие можно на этой странице .

Что делать, если билетов на нужную дату нет

Когда BlogoItaliano узнал о такой критической ситуации с билетами, мы связались со знакомым гидом Оксаной в Милане (отзыв о ней ) и поинтересовались, можно ли что-то сделать, чтобы читатели BlogoItaliano все-таки смогли попасть на просмотр фрекси даже с таким ажиотажем по билетам.

И Оксана обнадежила

Оказывается, она периодически помогает путешественникам, заказывающим у нее экскурсию “По следам Леонардо да Винчи”, попасть на просмотр фрески. Притом, нередко билеты удается достать даже по цене кассы. По словам Оксаны, 100%-ую гарантию посещения фрески она не дает, но за долгие годы практики у нее был лишь один случай, когда туристы не смогли попасть внутрь.

Если Вы были внимательны, то, наверное, заметили, что речь идет только о билетах в дополнение к экскурсии . Но это трехчасовая экскурсия на русском языке с одним из самых востребованных гидов в Милане.

Кстати, помимо Тайной вечери Леонардо да Винчи, в экскурсию также входит посещение еще одного шедевра мастера в замке Сфорцеско и его же картины “Портрет музыканта” в галерее Амброзиана. Ну а для самых стойких почитателей гения Оксана включает в экскурсию и Музей, посвященный изобретениям Леонардо.

Связаться с Оксаной, чтобы уточнить у нее детали экскурсии, можно по e-mail или через форму обратной связи ниже.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. "Тайная вечеря". Библейский сюжет

    ✪ О "Тайной Вечере" Леонардо Да Винчи

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.
  • В конце пятьдесят пятой минуты (54 минут 48 секунд) фильма режиссера Нормана Джуисона "Иисус Христос - Суперзвезда " во время начала исполнения партии Иисуса в треке "Gethsemane" актеры на несколько секунд застывают в кадре, повторяя расположение Христа и аполстолов на росписи (без соблюдения вышеуказанного порядка расположения апостолов, найденного в записных книжках Леонардо да Винчи). Кадр завершается с первыми словами партии Иисуса: "The end is just a little...".

"Тайная вечеря"- история одной картины

В прекраснейшем городе Милане - названном ЮНЕСКО городом Леонардо да Винчи, в старинной церкви из красного кирпича, Санта - Мария дела Грация, находится одна из самых известных во всём мире фресок - картин, старинная фреска середины XV века «Тайная вечеря».

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498 г.г. (до реставрации).

Классическое, известное всем любителям искусства во всём мире изображение выглядело раньше таким плачевным образом.

"Тайная вечеря" (после реставрации).

Я попала в Милан в октябре 2013 года, но не смогла увидеть её воочию, так как нужно было за 2 недели зарегистрироваться в электронной очереди на специальном сайте, о чём, я совершенно естественно, не знала.

Пришлось довольствоваться фотографиями самой церкви и площади, а всю информацию черпать с местных сайтов и из местных газет и журналов, из книг и каталогов по искусству и великого интернета.

Я увидела репродукцию этой фрески в раннем детстве и так как, была «домашним» ребёнком, которого «с пелёнок» приучали к прекрасному, а особенно к классическому искусству, поэтому у меня сформировался определённый образ, который я пронесла в своей памяти до сегодняшнего дня, но новая редакция этого образа меня откровенно порадовала.

Внешний вид фрески стал чётче, а краски ярче, но никаких изменений в образах и явных дорисовок не заметно. Стиль не изменился, а фреска «посвежела и похорошела». Это одна из самых, на мой взгляд, лучших реставраций.

Существует множество копий этого произведения, так как оно стремительно разрушалось и хотелось сохранить её для потомков, хотя бы в виде копии.

«Тайная вечеря» копия Джакомо Рафаэли начала XIX века.

Самая известная копия «Тайней вечере» неизвестного художника XVII века считается самой точной.

Размер фрески примерно 460 х 880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо. Годы создания 1495—1498.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте.

Роспись в церкви была начата в 1495 году (предварительные эскизы делались в течении нескольких лет) и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами на другие заказы мастера. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены».

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова .

Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Реставрации фрески

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать.

В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие.

В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся от фрески краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком.

Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца.

Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности .

В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Затем трапезная использовалась как тюрьма.

В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской . Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

К концу второй мировой воины "Тайная вечеря" пришла в такое бедственное состояние, что, казалось, и краски, и грунтовка вот-вот превратятся в пыль.

Итальянское Министерство изящных искусств предприняло последнюю попытку спасти живопись, понимая, что оно ничего не теряет в случае неудачи и много приобретает в случае успеха.

Мастер реставрации Мауро Пелличоли пустился в восьмилетнее рискованное предприятие, потребовавшее от него сверхъестественно точной и тонкой работы. Для начала Пелличоли закрепил живописный слой на стене с помощью только что изобретенного шеллака, абсолютно чистого воска.

Такого успеха многие специалисты в этой области не ожидали.

С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барчилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Реставрация заняла 21 год.

Группа реставраторов под руководством синьоры Барчилон поставила перед собой две цели. Первая была вполне традиционной - сделать всё возможное для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение «Тайной вечери». Вторая заключалась в том, чтобы очистить фреску от многочисленных напластований разных эпох, оставив на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие только то, что было написано самим Леонардо да Винчи.

Перед началом собственно реставрационных работ фреска была подвергнута тщательному обследованию с использованием самых современных технологий. Такому же тщательному обследованию была подвергнута и кирпичная кладка стены. С помощью сверхмощных микроскопов, рентген-аппаратов и технологии инфракрасной рефлектоскопии был досконально изучен каждый миллиметр шедевра Леонардо да Винчи.

«Тайная вечеря» также скрупулёзно исследовалась методами современного химического анализа для того чтобы определить состав красок и лаков, которые составляли живописный слой фрески.

Реставрационные работы осуществлялись крайне осторожно. В своей книге синьора Барчилон вспоминала, что результат работы её группы за один день иной раз заключался в том, что они могли очистить фрагмент фрески площадью с почтовую марку.

Рабочая группа синьора Барчилон подтвердила вывод Мауро Пелличоли о том, что от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее - 30%.

И если оставить всё, как есть, то фреска будет выглядеть как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.

В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение, чтобы дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

Когда 28 мая 1999 года роспись была открыта для осмотра посетителей, естественно, тут же разгорелись ожесточённые споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у ряда изображённых на фреске фигур.

Американский искусствовед Джеффри Морсбург озадачил общественность вопросом: «Сегодня мы можем только догадываться, как работа Леонардо выглядела изначально. Да, усилиями синьоры Брамбиллы и её коллег фреска была очищена от результатов всех предыдущих реставрационных потуг. Синьора Брамбилла говорит, будто бы в ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежит руке Леонардо. Но вот вопрос: что она подразумевает под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи? Но в любом случае является фактом то, что синьора Брамбилла обнаружила лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески».

Если руководствоваться вторым соображением Морсбурга, то получается, что от изначального замысла Леонардо да Винчи, в сегодняшней «Тайной вечери» после многочисленных переписываний, подправок и реставраций вполне могло остаться всего-то… 9% красочного слоя.

И вот тут возникает вопрос: каков же, на самом деле, был шедевр Леонардо?

Хотя общее впечатление от реставрации очень положительное, но если внимательно присмотреться, то есть некая излишняя тщательность в прорисовки или в дорисовке деталей.

Конечно понятно, что более точной реставрация и не могла быть и не только от предыдущих многочисленных реставраций, но и от того, что вместе с Леонардо, детали фрески писали и его ученики, а сам мастер, как и в других работах писал лица и руки, поэтому сейчас уже трудно сказать, какая часть работы самого мастера сохранилась и дошла до нас в первоначальном виде.

Я лично считаю, что реставрация с реконструкцией была сделана слишком буквально, обнажая, то, что у художника было более мягко и нежно написано. Я считаю, что даже цветовая палитра картины нарушена, одежда апостолов и самого Христа, поменяла свой цвет. Всё стало похоже на современную литографию, некую подделку под старинную работу.

Но местные реставраторы настаивают на своей правоте, говоря, что в связи с отсыревшей старинной штукатуркой и гнилостным грибком, копотью от свечей и плохой вентиляцией помещения церкви, красочный слой был полностью разрушен.

Фреска, грубо говоря, «поплыла», размылась, и была бы полностью утрачена для Человечества, если бы не произошла её полная реставрация.

Цвета изменились со временем от гнилостных процессов в красочном слое, а чёткость линий исчезла от влаги и испарений…

Скорее всего, это всё правда, но я считаю, что реконструкция фрески должна была бы быть более мягкой.

Хотя, может быть, это моё субъективное мнение и реставраторы абсолютно правы…

Но это дело вкуса и восприятия индивидуально для каждого человека, а суть моего рассказа о фреске совсем не в том…

Персонажи

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа.

Группы апостолов, слева направо: Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ; Иуда Искариот (с тёмным лицом и в одежде голубо - зелёного цвета в подлиннике, и в одежде голубого и бурого цвета в новом варианте), Петр и Иоанн (Иоанн по нетрадиционной версии - это Мария Магдалина- жена и ученица Иисуса), Фома (Иуда Фаддей), Иаков Зеведеев и Филипп , Матфей , Иуда Фаддей (Фома) и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа. Каждый, кто стоял в трапезной перед «Тайной вечерей», может подтвердить, что она выглядит как иллюзорное продолжение реального пространства.

ГОЛОВА АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ. 1495-1497.

В подготовительном рисунке головы апостола Варфоломея (в Евангелии от Иоанна — Нафанаил) находят сходство с автопортретами Леонардо. Существует мнение, впрочем, что Леонардо изобразил здесь апостола Матфея.

Совершенно очевидно, что и другие лица и характеры были «списаны» с натуры. Косвенным свидетельством могут послужить слова Леонардо, записанные его современником, видевшим фреску, слава о которой разносилась по миру, и беседовавшим с художником в Амбуазе в 1517 году: «Персонажи ее — суть настоящие портреты большинства людей Двора того времени, а также миланцев разного положения».

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные уже давно усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется —1515 годами), изображающий его в старости, изображает именно его.

Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола Иуды Фаддея (или Фомы) для «Тайной вечери». Однако сам Леонардо ни в одной детали не повторил замыслов ни своих предшественников, ни современников.

АПОСТОЛЫ ИУДА (ФАДДЕЙ), СИМОН ЗИЛОТ. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Образ Леонардо до сих пор вызывает споры и интерес учёных всего мира.

Как на самом деле выглядел этот уникальный для своего времени художник и великий изобретатель, загадочный масон - магистр тайного общества и величайший инженер того времени, так никто и не знает, а эксгумировать и изучить останки этого человека - загадки не разрешает правительство Франции, на чьей территории он прожил последние годы жизни и умер, и где находится его склеп.

Тот же самый «автопортрет» наложенный зеркально на изображение Джоконды. 100% совпадение. Чудеса и тайны мастера так и не разгаданы.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»*), и реакция каждого из них на его слова.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица.

Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий, те самые, 30 монет, полученные им за предательство Иисуса, или кошель является намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве их казначея.

Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа римской стражей.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним.

Мы видим, что Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Традиционное прочтение персонажей, исходя из их родственных связей и исторической правды.

Фигура Иисуса расположена и освещена таким образом, что внимание зрителя концентрируется, прежде всего, на него.

Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три: апостолы сидят группами по три человека; позади Иисуса — три окна; контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Иоанн или Мария Магдалина

О том, что любимым учеником Спасителя был апостол-юноша - Иоанн, свидетельствует только он сам, никаких других исторических свидетельств не сохранилось. А вот о любви Иисуса к Марии Магдалине свидетельствует и сам Иоанн (в образе Марии из Вифании) и сама Мария , и Филипп (в своих апокрифических евангелиях).

Причем там говориться, что ее он любил больше, чем всех апостолов, вместе взятых , что их откровенно злило всех учеников, а особенно Петра.

Мария постоянно сопровождала Иисуса. Будучи «одержимой», как называли это состояние тогда, так до сих пор и не установленным и не подтверждённым психическим расстройством, она постоянно нуждалась в его защите и помощи, которую он ей и оказывал, «изгоняя бесов». Могу только предположить, но не утверждаю, что Мария могла быть нимфоманкой, откуда и сложилось мнение о ней, как о «блуднице», но конечно никаких доказательств этому не может быть.

Эскиз к Иоанну. Модель Салаи.

Иоан Креститель. Модель Салаи.

Судя по вразумительным текстам остатков ее евангелия, а также по многим фрагментам евангелия от Иоанна, в написании которого, как считается, она принимала самое активное участие, с головой у Марии все было в порядке.

А вот ее сексуальная потребность, судя по всему, была постоянно не удовлетворенной. Именно это и сделало ее в свое время блудницей . В этот период она, видимо, вела роскошный образ жизни, что подтверждается ее благовониями, стоимость которых только в одном носимом ею сосуде была равной годовой заработной плате рабочего или наемного воина.

Иисус находил управу на ее «бесов», но всегда только на некоторое время. Это еще одно свидетельство именно сексуального характера «одержимости» Марии.

"... спутница Сына - это Мария Магдалина . Господь любил Марию более всех учеников , и Он часто лобзал ее уста ". (Филипп, 55).

Стоит ли тогда сомневаться, что за столом (когда им удавалось за него попадать) Мария всегда сидела рядом с самим Иисусом?

Они были нормальной любящей парой , о чем знали и мать Иисуса, и его тетка Мария Клеопова. (Иначе бы Магдалина не смогла бы оказаться бы в кругу их семьи в момент распятия Христа и его погребения, значит она жила с ними или по крайней мере «считалась частью семьи»).

Все это, безусловно, было известно и Леонардо да Винчи. И в своей росписи он смело располагает Марию Магдалину на самом почетном месте за столом - в центре, рядом с Иисусом, по правую руку от него.

Чем бы мог добиться подобной чести молоденький, почти - что мальчик Иоанн Заведеев?

Пожалуй, только слепой может не видеть, что у так называемого (официально) Иоанна - чисто женское , прекрасное и застенчивое лицо , в меру идеализированное художником:

На поздней копии картины Джакомо Рафаэли вместо юноши - Иоанна изображена "цветущая женщина" средних лет.

Обратите особое внимание на женское лицо и брошку на вороте, на богатую отделку ворота и белую нежную кожу, это зрелая женщина- блондинка.

Непропорционально удлиненные руки Марии, наверное, объясняются тем, что нарисованы кем-то из учеников Леонардо (к тому же, считающим, что изображает руки молодого мужчины).

Явно обрезанное левое плечо Марии, видимо, приобрело такой вид после одной из предыдущих реставраций.

Усаженные рядом с Марией Матфей и Филипп оказываются здесь, как нельзя более, кстати. Именно они впоследствии помогали Марии в ее противостоянии с некоторыми апостолами после распятия Христа и его вознесения на небо.

Есть цитата обращения Матфея к Петру: "... если Спаситель счел ее достойной, кто же ты , чтобы отвергнуть ее?)

Модели для апостолов и Христа

Не всех моделей на сегодняшний день мы можем предположительно назвать, но некоторые из них вполне узнаваемы.

Салаи (Салаино; итал. Salai, Il Salaino — «дьяволёнок»; годы жизни 1480-19 января 1524), настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено (Gian Giacomo Caprotti da Oreno) — ученик Леонардо да Винчи , его любимая модель, который был моделью и для женских и для молодых мужских персонажей, поскольку обладал уникальной андрогенной внешностью.

Второй по счёту из двух юношей, помимо Франческо Мельци , с которым художника связывали длительные — более 25 лет — и, возможно, интимные отношения, судя по эскизам мастера, где он ясно обозначал его «восставшее» мужское достоинство.

Существует маргинальная версия, что Салаи, одетый в женское платье, был моделью Моны Лизы, но есть так же версия, что это был сам мастер.




Это лицо смотрит с многих картин мастера.

Салаи был ещё и моделю для апостола Филиппа.

Скорее всего Салаи позировал для образа Иоанна (Марии Магдалины).

По непроверенным данным мастер сам изобразил себя в виде старика - апостола, предпоследний слева от Христа или, если смотреть на картину, предпоследний справа.

Образы Иисуса и Иуды.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды.

Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди молодых певчих собора Дуомо в Милане.

Эскиз к фреске.

ГОЛОВА ХРИСТА. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех - четырёх лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина с очень характерным порочным лицом, которого состарило беспробудное пьянство.

Леонардо поразила его внешность, и он пригласил пропойцу в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда же пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он был молод и хорош собой, и пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Эскизы Иуды.

Я не знаю, что почувствовал тогда мастер, но он написал с него тот образ Иуды, и получилось, что образ и предателя и жертвы воплотил один и тот же человек. Иносказательно он стал олицетворением и Вселенского света и Вселенской тьмы.

Сколько бы лет ни прошло, а тема Добра и Зла, сомоотречения и предательства всегда будет существовать на Земле, пока наши души не научаться совершенству и любви к ближнему, как и учил Иисус.

культура искусство литература проза проза Тайная вечеря


Д оминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тут находится знаменитая «Тайная вечеря» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да Винчи.

Площадь перед храмом.

Вход к "ресепшену" музея слева от входа в храм.

Билетная политика странная. Число билетов ограничено. Они раскуплены за неделю вперед даже зимой, а летом могут быть раскуплены и за месяц вперед. Купить их можно ТОЛЬКО через интернет или по телефону (как оплачивают не знаю_. Прийти в монастырь и купить к примеру билеты на завтра или послезавтра нельзя даже технически. Т.уе с улицы просто так туда не попасть только заранее запланировав. зачем такие сложности мне не понятны.
Тем более что туда можно и в три раза больше запускать. Зал огромный, сидений - лавок там внутри море. А группы (точно не помню) но кажется лишь по 20 человек.
Билеты продают по времени. Не успел в свое время - опоздал, свободен. Когда одна группа заходит, другая стоит в тесном предбаннике плечом к плесу. причем предбанник огорожен только стеклянными стенами. У нас было два инвалида на колясках и мы стояли как св метро в час пик. А рядом закрытыми дверями большие пустые коридоры))) а если бы было три инвалида...))) страшно представить. Почему нельзя было стекляшку отодвинуть и запускать более большие группы мне не понятно совсем, тем более что билет не из дешевых.

Фреска изображает сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы.
Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Фотографировать там нельзя но если осторожно, бесшумно и без вспышки, то все получится))))

Напротив находится другая фреска «Распятие» Донато Монторфано, в несколько раз больших размеров (на всю стену). Которая совершенно "плоская".Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы. А через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать.

Эскизы Леонардо да Винчи.

В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена, затем как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
После последней реставрации обнаружили у рукава Иуды солонку, которую он рассыпает на стол (это придает картине дополнительную динамику), ранее на фреске были просто складки его одежды (сказал экскурсовод).

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса — три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:


  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;

  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн ;

  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;

  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

15 августа 1943 г. трапезную разбомбила англо-американская авиация, однако фреска Леонардо чудом не пострадала.

Дворик в который попадаешь на выходе из сувенирного магазина монастыря.

Выход на площадь.

Соседние улочки.

Честно говоря, не в обиду, но смотреть там особо нечего. Экскурсия только на английском. Близко к фреске не подойдешь. Стоит пойти, чисто ради "посмотреть" на оригинал. так все и идут и совершенно не понятно, почему было не увеличить число туристов в каждой группе.

Инфа С) в основном с Википедии. Следующий пост будет про вечерний Милан.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении