Туристический портал - AmiraCrimea

Очаровательный город Кальяри (Италия): история, достопримечательности. Море и пляжи в Кальяри

Кальяри (итал. Cagliari, сард. Casteddu, лат. Caralis ) - город в итальянском регионе Сардиния, административный центр провинции.

История

Ранняя история

Поселение на месте современного города Кальяри существовало с глубокой древности. Место на юге острова Сардиния, расположенное между морской бухтой и плодородной равниной, оказалось удобным для заселения. В 8 веке до н. э. финикийцы основали на этом месте колонию, которая получила название Каралис. Название поселения произошло от финикийского выражения «Кар Ваалис», что означает «Город Ваала». В конце 6 века до н. э. поселение перешло во владение Карфагенской республики. В 238 году до н. э. римляне захватили Сардинию. В годы Второй Пунической войны (218-201 годы до н. э.) в Каралисе располагалась резиденция римского военачальника Тита Манлия, который руководил оттуда операциями против карфагенского полководца Гампсикоры.

В годы Гражданской войны в Риме (49-45 годы до н. э.) жители Каралиса первоначально выступили на стороне Помпея Великого против Цезаря, однако позже перешли на сторону последнего. Когда в 40 году до н. э., в ходе войны Антония и Октавиана против помпеянцев, флотоводец Секста Помпея Менас высадился на Сардинии, город оказал ему сопротивление. Тем не менее, после недолгой осады Каралис был занят Менасом.

После Гражданских войн Каралис стал главным городом Сардинии, он получил статус муниципии, а его жители - права свободных римских граждан. Римляне изменили планировку города на прямоугольную, построили в Каралисе водопровод, площади и мощёные дороги.

В середине V века Сардиния была завоёвана вандалами. В 532 году византийский император Юстиниан присоединил остров к Восточной Римской империи. Город стал именоваться Каларис, вероятно, поскольку так удобнее произносить это название по-гречески. Каларис стал резиденцией имперского наместника Сардинии.

Юдикат Кальяри

В середине IX века Византия потеряла власть над Сардинией. На острове появилось четыре независимых общины, с севера на юг - Галлура, Логудоро, Арборея и Каларис, или Кальяри. Во главе общин стояли судьи. Впервые сведения об этих общинах появляются в грамоте папы Льва IV от 851 года. Сам город Кальяри переживает упадок. Часть жителей покинули город, основав поселение Санта-Игия к западу от Кальяри, разрушенное в 1257 году пизанцами. В 11 веке Сардиния регулярно подвергалась набегам арабов, которые хозяйничали на северном берегу Африки.

XI-XIII века

В эпоху Средневековья Кальяри располагался на оживлённом морском торговом пути между итальянскими городами-государствами и арабской Африкой. Поэтому в 13 веке началась борьба за обладание этим городом между Генуэзской и Пизанской торговыми республиками. В 1258 году верх одержала Пиза, установив свою власть над городом. Пизанские инженеры изменили облик города, выстроив мощные крепостные стены вокруг центральных кварталов Марина, Стампаче и Вилланова. Ещё раньше пизанцы построили в центре Кальяри крепость. С тех пор на языке сардов город Кальяри получил название Кастеддо, то есть замок. Безусловно, важный морской порт на пути между Италией и Африкой необходимо было защищать. Для усиления крепости в 1305 году была построена башня Сан-Панкрацио, а в 1307 году - Слоновья башня («дель Элефанте»). Причиной столь бурного строительства укреплений в Кальяри стали притязания арагонцев. Ещё в 1297 году папа Бонифаций VIII отписал Сардинию и Корсику в дар королю Хайме II Арагонскому (1291-1327). Безусловно, сам папа не владел этими территориями, тем не менее, считал себя вправе делать подобного рода политические подарки. В 1323 году арагонцы собрали флот и высадились в Сардинии. Мирный договор, подписанный в 1324 году, подвёл черту под эпохой пизанского владычества, Сардиния переходила под власть королевства Арагон. Кальяри становился столицей вице-королевства Сардиния в составе Арагона.

XIV-XVII века

Новые хозяева отменили законы пизанцев и начали вводить новые порядки. Вскоре все государственные должности в Сардинии оказались заняты выходцами из Арагона, Каталонии и Мальорки. В 1328 году вышел закон, согласно которому сардинцы изгонялись из крепости Кальяри, отныне местные жители не имели права там жить. Король Педро IV Церемонный (1336-1387) создал в Кальяри парламент по образцу барселонского. В него могли входить представители трёх сословий: рыцарства, духовенства и «дворянства мантии» (королевских чиновников). В действительности этот парламент не имел реальной власти, в большей степени Сардинией управлял сам король Арагона. В конце 15 века королевства Кастилия и Арагон объединились в одно государство - Испанию, которой досталась в приданое и Сардиния. После открытия Америки в 1492 году основные торговые морские пути устремились в Новый Свет, и значение Кальяри как торгового порта начало ослабевать.

XVIII век

Фламинго в Кальяри

В 1701 году в Европе разразилась война за Испанское наследство. В этой войне воевали Франция и Бавария против Священной Римской империи германской нации, Великобритании, Нидерландов и Савойского герцогства. Фактически спор шёл за то, какой королевский род будет править в Испании, французская династия Бурбонов или австрийская династия Габсбургов, правившая в Священной Римской империи. В ходе этой войны на карту были поставлены владения испанской короны. В Кальяри сформировались две группировки: одна поддерживала Габсбургов, другая - Бурбонов. В августе 1708 года англо-голландский флот подверг город бомбардировке, а после этого британцы заняли Кальяри без сопротивления. По условиям Утрехтского мира 1713 года, Сардиния переходила в руки австрийцев. Их владычество продолжалось до 1717 года, когда государственный министр Испании кардинал Альберони отправил к берегам Сардинии флот. Новое завоевание Сардинии испанцами продолжилось до 2 августа 1718 года, когда был заключён Лондонский мирный договор. По его условиям, Сардиния передавалась союзнику Габсбургов, савойскому герцогу Виктору-Амадею II. Объединившись в единое целое, Савойя, Пьемонт и Сардиния образовали королевство. Официально оно называлось Сардинским, однако часто его называли Пьемонтом, так как среди владений Савойского дома этот регион был наиболее развит. На бумаге столицей королевства был город Кальяри, однако на деле королевский двор и парламент располагались в Турине, столице Пьемонта.

В 1789 году во Франции произошла революция. Среди жителей Кальяри насчитывалось много единомышленников французских революционеров, однако большинство жителей Кальяри и всей Сардинии скептически относились к революционным переменам, к тому же традиционно почитаемая на Сардинии церковь активно распространяла антифранцузские настроения. Когда французский десант под командованием адмирала Трюге высадился 28 февраля 1793 года в Куарту (поселение близ Кальяри), французов уже ждали сардинские ополченцы под командованием Джироламо Питзоло. На поле Сан-Бартоломео состоялась битва, в ходе которой сардинцы взяли верх над французами и принудили их покинуть остров. Эта победа всколыхнула патриотические чувства местных жителей. В 1794 году представители сословий Сардинии встретились с королём Пьемонта Виктором-Амадеем III (1773-1796), потребовав от него включить представителей от Сардинии в Туринский парламент. Сторонам не удалось достичь соглашения. 28 апреля 1794 года в Кальяри началось антипьемонтское восстание. В этот день местные жители арестовали всех находившихся в городе пьемонтцев, препроводили их на корабль и заставили покинуть остров. С тех пор каждые последние выходные апреля жители острова празднуют «День Сардинии» в память об этом восстании. Вскоре правительство Пьемонта восстановило контроль над Сардинией, послав на подавление восстания нового вице-короля, маркиза Филиппо Вивальду.

8 декабря 1798 года новый король Пьемонта Карл Эммануил IV (1796-1802) бежал из своей страны в Ливорно от революционной французской армии, захватившей север Италии. Собрание сословий Сардинии послало на встречу с королём троих представителей, которые предложили ему переехать в Кальяри, где он мог бы не опасаться нападения французской армии. Король согласился на предложение сословий, и 3 марта 1799 августейшая семья прибыла в столицу Сардинии.

Новое и Новейшее время

В 1802 году Карл-Эммануил IV отрёкся от трона в пользу своего среднего брата, Виктора Эммануила I (1802-1821), а власть на острове Сардиния передал младшему брату Карлу Феликсу. При нём жители Сардинии страдали от недостатка продовольствия. В 1812 году в Кальяри начался голод. В 1814 году, после поражения Наполеона, Виктор Эммануил I смог возвратиться в Турин. Власть в Сардинии он передал своей жене Марии-Терезии. Однако через год Виктор-Эммануил I передал бразды правления в Кальяри своему брату Карлу-Феликсу. Его статуя стоит в наши дни в Кальяри, на площади Йенне. После отречения Виктора Эммануила I Карл-Феликс стал королём Пьемонта (1821-1831).

В 1847 году Генеральный совет Кальяри обратился к королю Карлу Альберту Савойскому (1831-1849) с просьбой включить сардов в состав Италии и даровать гражданам Сардинии права континентальных жителей страны. Тогда король подписал в Генуе Объединительный акт, согласно которому для Сардинии отменялись таможенные барьеры, на территорию острова распространялись гражданский и уголовный кодекс Пьемонта, а титул вице-короля Сардинии объявлялся упразднённым. В ходе объединения Италии (1859-1870) Сардиния стала частью единого королевства.

30 декабря 1860 года король Виктор Эммануил II (1849-1878) подписал указ, согласно которому Кальяри вычёркивался из списка крепостей Италии. Перед городскими властями встал вопрос: что делать с городскими стенами? В результате было принято соломоново решение: стены, опоясывавшие кварталы Марина, Стампаче и Вилланова, были снесены, а крепость Кальяри была сохранена.

Конец XIX - начало XX века ознаменованы деятельностью амбициозного мэра Кальяри Оттоне Бакареда. Он поощрял строительство, и в эти годы город приобрёл современный облик. В годы фашистского режима в Италии (1922-1943) в Кальяри были разогнаны штаб-квартиры конкурирующих партий, а оппозиционерам, как например, Эмилио Луссу, пришлось отправиться в эмиграцию. В то же время, в эти годы многое делалось для строительства и благоустройства города. Фашистский мэр Кальяри, юрист Энрико Эндрих привлёк горожан к участию во всеитальянском движении «piccone risanatore»; это замысловатое выражение можно перевести как «исцеляющая кирка». Это движение ставило целью перестраивать и благоустраивать старинные города.

В годы Второй мировой войны (1939-1945) Кальяри неоднократно подвергался бомбардировке авиации союзников. В феврале 1943 года, после очередного налёта, многие жители переехали из города в горные селения. После того, как в сентябре 1943 года фашистская Италия капитулировала, Сардинию заняли части нацистского вермахта. Однако, вскоре они ушли, избрав в качестве стратегии накапливание сил на территории континентальной Италии. После этого Сардинию заняли американские войска. Аэродромы на острове имеют важное стратегическое значение, поскольку отсюда можно оперативно перебросить военно-воздушные силы на континент, в Сицилию или в Северную Африку. Именно поэтому и в наши дни в Сардинии размещаются военные базы НАТО.

В 1949 году Кальяри был провозглашён столицей Автономного округа Сардиния Итальянской республики.

На самом деле пляжей в Кальяри всего два – пляж Poetto и пляж Calamosca . Хотя если начать пробивать этот вопрос в интернете, вариантов разных пляжных зон в этом регионе любой поисковик вам выдаст просто огромное множество. Все дело в том, что под словом Кальяри часто понимают не только сам город, но и одноименную провинцию. Поэтому в понятие местных пляжей включается все, что угодно – даже те пляжи, которые находятся в 50-60 километрах от муниципальной черты.

В этом обзоре я все-таки попробую пойти другим путем и подробно расскажу вам о тех пляжах, добраться до которых вы сможете на общественном транспорте. Да, я знаю, принято считать, что лучшие пляжи Сардинии находятся за пределами Кальяри. Но уверяю вас: после Будвы, или каких-нибудь Затоки с Хургадой даже эти пляжи были для меня как выход в космос. Тут все, действительно, на уровне.

Впрочем, ладно… Давайте обо всем по порядку. Какие пляжи есть в городе Кальяри? Как до них добраться? И чем они отличаются друг от друга – читайте далее в нашей новой статье.

Пляж Poetto (Поэтто)

Главная звезда Кальяри. Этот огромный 8-километровый пляж тянется вдоль всей южной оконечности города, от которого он отделен не только расстоянием, но и целой чередой «фламинговых» озер парка Molentargius. На картах это выглядит очень прикольно: тонкая полоска суши со всех сторон, зажатая водой.

Народу здесь хватает, но при этом я бы не сказал, что люди на этом пляже буквально лежат один на одном. Нет – это не Черногория или Крым. Отдыхать тут очень приятно и комфортно. Каких-то особых столпотворений лично я тут никогда не видел.


В плане инфраструктуры пляж Poetto тоже обустроен на высшем уровне. На пляжах есть кабинки для переодевания, бесплатный душ, комнаты «матери и ребенка». Про многочисленные кафе я и вовсе молчу. Их тут достаточно, но вновь-таки, я бы не сказал, что пляж как-то особо ими перегружен.

Вместо этого лучше отмечу другую важную фишку района Poetto: на всем протяжении взморья тут ловит бесплатный Wi-Fi (городской сети Кальяри). В статье «Жить как итальянец», которая вышла на блоге несколько дней назад, я уже писал о том, что многие операторы Италии благополучно блокируют в своих сетях сайт Вконтакте. Так вот… В то время как в нашей квартире в Кальяри ВК пробивался лишь изредка, на пляже Poetto он открывался без каких-то особых проблем.

Что мне понравилось в этом пляже ? На самом деле, очень многое. Это и чистота прибрежной зоны, и бирюзовый цвет воды, и наличие бесплатной пляжной инфраструктуры, и тот же интернет, в конце концов.

Однако если мне все-таки нужно было бы выделить что-то одно, я бы в первую очередь отметил сам внешний вид этого пляжа. Выглядит он просто как картинка с рабочего стола. Синее море, белые яхты на горизонте, яркие паруса серферов где-то впереди и высокие отроги скалы Sella del diavolo, вздымающиеся над всем этим.

Wow… Не хочу разводить тут всю эту ванильную ваниль, но по внешнему виду и атмосфере это, действительно, очень и очень крутое место. Поэтому особо не обращайте внимания на следующий абзац…

Что мне не понравилось в этом пляже ? Прости меня Poetto, но об этом я тоже должен был написать. То, что меня постоянно раздражало в этом месте, так это огромное количество торгашей, которые постоянно слетаются к тебе, как девочки-подростки к Джастину Биберу.

Кто-то продает платки, кто-то пляжные шляпы, кто-то как Мэри Поппинс, носится за тобой с зонтиком… В общем, кто на что горазд. Со всеми, кстати, можно торговаться. Если, например, массаж тебе предлагают за 10 евро, можно смело сбрасывать цену до пяти.

Хотя лучше, конечно, этих пляжных предпринимателей просто игнорировать. Если в разговоре с ними вы скажете больше трех слов, они от вас уже никогда не отстанут, и в конечном итоге, в вашем шкафу, наконец-то появится оригинальная сумка Michael Kors, о которой вы так давно мечтали. Тут как с детской отгонялкой от пчел «Соль-вода». Просто говорите «No, grazie» и делайте вид, что вы их не замечаете.

Как доехать на пляж Poetto (Поэтто) ? Из центра города сюда ходят автобусы PQ и PF. Поймать их можно в районе жд вокзала (остановка via Roma) или на протяжении всего приморского променада (район Marina).

Ехать нужно до остановки Lungosaline (Ang. Via D"Elba) . Остановки в транспорте объявляют. Только имейте ввиду, что перед названием самой остановки в автобусах еще говорят название района, к которому она относится. Поэтому обращайте внимание на то, что написано в скобках и не удивляйтесь, если по дороге вы проедите несколько остановок с названием Poetto.

Проезд в транспорте стоит 1,3 евро. Билет действует 90 минут с того момента, как вы его прокомпостировали. Для того, чтобы определить оптимальный маршрут лучше всего использовать сайт или приложение Moovit . В качестве места назначения вбивайте пункт Spiaggia del Poetto (Пляж Поэтто). Кстати, на пляже автобусные билеты можно купить в баре La Sella del Diavolo.

Пляж Calamosca

Очень небольшой и довольно уединенный пляж, где много пенсионеров и женщин, загорающих топлесс. Да-да, я знаю, последний пункт звучит интригующе, но поверьте: нудисты – это не те люди, которых вы хотите видеть голыми. Что касается прочих картин и окружающих видов, то природа здесь тоже на высоте. Впереди скалы и старый маяк. Позади – пешеходная тропа к смотровой площадке Sella del diavolo.

Вообще, если говорить в целом, то пляж Calamosca уступает Поэтто по всем возможным параметрам. Он во много раз меньше. Здесь нет душевых и кабинок для переодевания. Даже интернет тут не ловит. А рядом с морем лежала какая-то пожухлая трава (хотя лично мне она нисколько не мешала).

Море здесь чистое. От деревьев и каменных стен, подступающих к пляжу вплотную, кое-где есть естественная тень. Плюс по берегу тут и там деловито расхаживают огромный чайки (ну или что это за птицы?). Не знаю… Может быть вы их не встретите, но лично меня этот момент очень удивил.

Я понимаю… Наверное, многие из вас, прочитав этот раздел, подумали: поеду на пляж Поэтто, зачем мне вообще эта Каламоска? Отвечаю… Ехать сюда стоит как минимум по одной причине – ради пешеходной тропы и смотровой площадки на скале Sella del diavolo. Это одно из самых красивых и запоминающихся мест в Кальяри. Дорога сюда лежит как раз через пляж Каламоска. Вы там не запутаетесь – доходите до пляжа, а потом дорога сразу повернет влево. Через метров 100 вы увидите вот такой стенд с картой.

Все – с этого места можете просто методично шагать вверх. Главное следите, чтобы под ногами были вот такие зеленые точечки.

Они вас как раз приведут, куда надо.

Шагать вверх вам придется минут 15-20. Наградой за старания будет вот такой потрясающий вид на пляж Каламоска…

«Фламинговые» озера и пляж Поэтто…

Ну и на ту самую скалу под названием Sella del diavolo… Если кому-то интересно, это название означает Седло Дьявола.

Как доехать до пляжа Calamosca (Каламоска) ?

Удобней всего сюда добираться из центра на автобусе №5. Он доезжает до остановки San Bartolomeo (Caserma Carabinieri). Оттуда до пляжа шагать еще 1,3 километра. Сначала идете в сторону вот такой старой церкви.

А от нее заворачиваете влево в сторону какой-то военной дороги. Если увидите рядом с собой казармы с колючей проволокой – значит вы идете правильно.

Прокладывать маршруты транспорта вновь-таки удобней всего по приложению/сайту Moovit . Талон на 90 минут стоит 1,3 евро. Суточный проездной (на 24 часа) обойдется вам в 3,3 евро. Во многих случаях его брать выгодней.

В качестве альтернативного варианта можете также добираться до пляжа Каламоска автобусами PQ и PF. В этом случае доехать вам нужно до остановки Poetto (Ang. Via Vergine Di Lluc) . Оттуда шагать до пляжа на 200 метров больше. Маршрут практически тот же (больше на один поворот). Сначала вдоль дороги, а потом налево, прямо и еще раз налево (возле церкви). Как говорится, MAPS.ME в помощь…

Другие пляжи Кальяри (пригород)

Еще до поездки на остров Сардиния нам очень советовали пляж Solanas . Ехать до него около полутора часов. Зато из центра (от автовокзала Кальяри) туда можно уехать на прямом автобусе (Moovit советует автобус №101). Сам я на этом пляже не был, поэтому ничего особого о нем сказать не могу. Наша читательница по имени Анастасия Петрова сказала, что там «очень круто» и вода там «космического цвета». Съездите, если будет время. Сможете проверить.

Среди других пляжей, расположенных в пригороде Кальяри стоит также выделить пляжи Villasimius , Costa Rei и Torre delle Stelle . Их советуют практически во всех обзорах, посвященных этой теме. Все они расположены от Кальяри на расстоянии в несколько десятков километров. Если кто-то там был – пишите в комментариях. Мне было бы интересно узнать ваше мнение на этот счет.

Как снять жилье в Кальяри

Во время этой поездки мы снимали на сайте AIRBNB небольшую студию в старом городе Кальяри. Ее стоимость за четыре дня (со всеми комиссиями) составила 199 долларов. Однако по факту я заплатил намного меньше, закрыв эту сумму всевозможными бонусами системы. Получить первый бонус от AIRBNB вы можете просто зарегистрировавшись вот по этой ссылке . Сделайте это обязательно. Он в любом случае будет не лишним. А о других купонах и промокодах, действующих на этом сайте бронирования вы можете прочитать . В приложении также размещу и ссылку на статью с рассказом о той квартире, которую снимали мы сами.

Снять хорошие апартаменты в Кальяри можно за 35 – 60 долларов в день. Отельный номер в современной гостинице обойдется вам примерно в такую же сумму. Поэтому я бы вам рекомендовал проверить при поиске оба варианта. В продолжении статьи ссылки на несколько отелей и гостевых домов с отличным сервисом и умеренной стоимостью номеров.

Victoria Bed & Breakfast - очень стильный и уютный отель, расположенный примерно в километре от основных туристических достопримечательностей Кальяри. Все номера имеют собственную ванную комнату, кондиционер и все необходимые принадлежности. Завтрак в отеле стоит 3 евро. Поверьте, учитывая уровень цен в магазинах Кальяри — это очень хорошее предложение.

Caralis Holiday – еще один гестхаус с хорошими отзывами и аналогичным уровнем цен. Из плюсов – центральное расположение, наличие собственной ванной комнаты и хорошие отзывы предыдущих гостей (8,3 из 10). Из минусов – довольно простое убранство номеров и платный завтрак.

Cagliari D"Amare – уютный и современный отель в центре города, недалеко от вокзала и пристани для яхт. В номерах есть собственная душевая комната. Завтрак включен в стоимость проживания. Оценка Booking’а 8,9.

Casa Marina – отель, предлагающий постояльцам светлые и просторные номера. Кухня и душевая – одна на несколько номеров. Зато жить вы будете всего в 200 метрах от моря. Старый город также располагается в пешей доступности.

B&B Villa Vaghi – самый дорогой отель в этом списке. На момент публикации материала номера без вида на море можно было тут снять за 59 долларов в сутки. В эту цену включено проживание в красивом номере с общей кухней и ванной на этаже. Изюминкой отеля является тот факт, что это едва ли не самый дешевый отель в районе пляжа Поэтто. Как отмечается в описании, дойти до моря можно всего за 10 минут. Если вы отправляетесь на Сардинию именно ради отдыха на море — обязательно обратите внимание на этот отель.

ВАЖНО . Все фото и оценки взяты с сайта Booking.com. Все ссылки ведут на отельный агрегатор RoomGuru. Перед тем как бронировать тот или иной отель, проверьте цены номеров на этой площадке. Там, порой, напряженка с красивыми фотографиями, зато у этого сайта есть другой важный плюс. Он сравнивает предложения разных систем и нередко помогает находить цены лучше, чем на сайте Букинг. В любом случае — проверьте все варианты. Если лучшие цены будут на Booking.com, Румгуру туда вас и перенаправит. Все очень просто.

В завершении статьи небольшая подборка русскоязычных экскурсий в Кальяри и ближайших пригородах. Если вам вдруг надоест лежать на пляже, может тут вы тоже найдете для себя что-то интересное.

Перейти к разделу:

Как добраться в Кальяри

Кальяри – это административный центр Сардинии и самый крупный город на острове. Кальяри славится своей древней историей, архитектурой, многочисленными достопримечательностями, прекрасным шопингом и курортными развлечениями. Поблизости от Кальяри расположены прекрасные белопесчаные пляжи, которые привлекают немалое число туристов ежегодно. Кроме того, Кальяри является «воротами» к другим курортам Сардинии, поскольку именно здесь находится основной международный аэропорт прилета Эльмас.

Долететь в Кальяри из Москвы можно прямым рейсом, который выполняется несколько раз в неделю. Также в Кальяри летают и рейсы с пересадками на ежедневной основе. Расписание полетов можно посмотреть на поисковых платформах Aviasales , Buruki и других.

Добраться из аэропорта Эльмас в центр Кальяри можно на общественном транспорте или такси. Расстояние между аэропортом и центром города составляет около 10 км. В дневное время, чтобы доехать до центра Кальяри, можно воспользоваться автобусом или поездом. Автобусы отходят с двух автобусных остановок, которые можно найти при выходе из аэропорта, автобусы при этом курсируют с периодичностью 1 раз в полчаса. Примерно с той же периодичностью со станции аэропорта Elmas Aeroporto отправляются поезда в сторону Кальяри. И на поезде, и на автобусе время в пути составит примерно 10-15 минут. Пребывает общественный транспорт в Кальяри на остановку Piazza Matteotti.

Если Вы передвигаетесь с большим количеством багажа, либо же прилетаете в ночное время, то можно воспользоваться услугами такси или трансфера. Найти машину такси можно на выходе из терминала прилета, однако, обратите внимание, что, несмотря на установленные счетчики, таксистам на Сардинии принято оставлять чаевые в размере 10% от стоимости поездки. Помимо такси, туристы также могут воспользоваться услугами индивидуального трансфера. Стоимость трансфера до центра Кальяри составляет примерно 25 евро в одну сторону, время в пути – около 15 минут. Заказать услуги трансфера заранее можно на специализированных международных сервисах , и других.

Chris/Кальяри, старый город

Аренда авто в Кальяри

Прокат авто на Сардинии – опция весьма популярная у туристов, поскольку общественный транспорт на острове развит слабо, расписание зачастую неудобное, и самое главное, увидеть все красоты острова, включая великолепные белоснежные пляжи, на общественном транспорте не получится. При этом аренда авто на Сардинии является доступной, а дороги на острове, в отличие от материковой Италии, бесплатные.

Чаще всего, туристы берут авто в аренду прямо в аэропорту прилета, это удобно и избавляет от необходимости искать способы добраться до нужного курорта общественным транспортом или такси. В аэропорту Кальяри работает сразу несколько прокатных контор известных международных компаний Alamo, Autovia, Avis, Budget, Enterprise, Europcar, Hertz, InterRent, Sicily by Car, Sixt, Thrifty и многих других.

В аэропорту Кальяри можно взять напрокат авто любого размера – небольшие, средние, большие автомобили, универсалы, минивэны, внедорожники, машины премиум-класса. Забронировать нужный класс авто заранее можно посредством международных сервисов Rentalcars , и других аналогичных.


Giorgio Michele/Виды Кальяри

Отели Кальяри

Кальяри – это развитый туристический центр, поэтому здесь достаточно много вариантов размещения на любой вкус. Это могут быть стандартные отели различных категорий звездности, гостиницы по типу «постель и завтрак», апартаменты, гостевые дома, дома для отпуска и т.п. Выбирая подходящий отель, стоит обращать внимание на его месторасположение, в зависимости от Ваших предпочтений. Если главная цель посещения Кальяри – это осмотр достопримечательностей, то имеет смысл искать жилье в историческом центре. Если основная цель – это пляжный отдых, то имеет смысл искать отель поблизости от моря.

Так, например, среди отелей у моря пользуются популярностью :

  • B& B Beach Cagliari (расположен в 100 метрах от пляжа, автобусная остановка – в 50 метрах, имеется бесплатная парковка, бесплатный вай-фай, питание – завтраки);
  • Hotel Nautilus 3* (Расположение – первая пляжная линия, имеется сад, бар, работает бесплатная общественная парковка поблизости и бесплатный вай-фай на всей на всей территории отеля, питание – завтраки по типу «шведский стол»);
  • Hotel Chentu Lunas 1* (находится поблизости от пляжа, вай-фай предоставляется бесплатно, номера двухместные с холодильниками, питание – завтраки);
  • La Villa del Mare (отель расположен в здании виллы с видами на море, имеется сад, бесплатная парковка, терраса для отдыха, море – поблизости, питание – в стоимость проживания может быть включен завтрак).

В историческом центре Кальяри высокие оценки от туристов получили такие отели, как:

  • Arche (гостиница по типу «постель и завтрак», номера различной вместимости, вай-фай предоставляется бесплатно на всей территории, питание – завтраки);
  • BB22 Suites and Bakery (гостевой дом, есть одноместные и семейные номера, терраса, бесплатный вай-фай, общая кухня, питание – завтраки);
  • B& B St. Remy (-одно и двухместные номера, питание – завтрак, вай-фай предоставляется бесплатно, есть терраса, бар, до собора Кальяри – 5 минут ходьбы);
  • Residenza Kastrum (гостевой дом, номера различной вместимости, имеется терраса с видом на море, работает бесплатный вай-фай, питание – завтраки).

Francesca Cappa/Виды Сардинии

Достопримечательности Кальяри

В Кальяри сохранилось множество архитектурных и археологических памятников, подобные достопримечательности здесь встречаются почти на каждом шагу. При этом Кальяри – очень зеленый город, это можно увидеть и благодаря городским паркам, и благодаря огромному ботаническому саду (около 5 га). Кальяри расположен в одноименном заливе, поэтому, изучив историю города, можно смело отправляться на местные пляжи и набережную. В общем, можно сказать, что Кальяри – это три в одном – развлечения, экскурсионные достопримечательности и пляжный отдых.

Главная площадь города в Кальяри – это Piazza Palazzo («Дворцовая площадь»). Здесь расположилось множество архитектурных памятников, самым выдающимся из которых считается Королевский дворец . И площадь, и дворец относятся к эпохе Средневековья. Также здесь находится и Кафедральный собор Кальяри, построен он был ещё в 13 веке. Внутри собора хранятся важные христианские святыни, собор действующий, и паломников со всего света здесь всегда хватает. Между дворцом и собором расположен ещё один значимый исторический объект – Дом архиепископа . Он является прекрасным образцом средневековой архитектуры.


Jorge Sanz/Археологический парк в Кальяри

В Кальяри сохранилось довольно много церквей. Пожалуй, не хватит и дня, чтобы обойти их все. К самым значимым, например, относятся такие сооружения, как базилика Богоматери на площади Бонария (14 век постройки), барочный храм Святого Михаила (17 век постройки), церковь Святой Анны (13 век) и другие. Гуляя по Кальяри, непременно стоит осмотреть также башни Слона и Сан-Панкрацио , бастион Сан-Реми и другие оборонительные сооружения.

Если Вас интересует наука археология, то подобных объектов в Кальяри не счесть. Так, например, огромное количество находок модно встретить в Археологическом музее , на холме Пунического некрополя , на скалистом отвесе Санто-Игнасио, где расположен древнеримский амфитеатр , на вилле Тигелия и в некоторых других местах.

Отвлечься от исторических достопримечательностей можно в местном ботаническом саду. Ботанический сад Кальяри занимает огромную территорию в 5 га, где, в основном, произрастают растения, кустарники и деревья средиземноморской флоры, однако можно здесь встретить и более редкие образцы, завезенные из Южной Америки и даже Австралии. Стоимость входа в сад составляет 2 евро для взрослых и детей. В летнее время сад открыт целый день, в зимнее – только до обеда.


sgustin78/собор Кальяри

Ближайшие пляжи Кальяри

Несмотря на то, что Кальяри – довольно большой город, здесь есть место не только урбанистическим объектам, но и прекрасным пляжам. Пляжи в Кальяри и его ближайших окрестностях бывают каменистыми (в бухтах) и песчаными (на открытых пространствах). Пляжи Кальяри – общественные, за исключением нескольких частных зон, принадлежащих отелям. При этом общественные пляжи могут быть оборудованы лежаками и зонтиками, использование которых платное.

Среди песчаных пляжей можно выделить пляж Поэтто и пляж Эмерсон , оба расположены на протяженных открытых пространствах, поэтому покрытие здесь – мелкопесчаное, песок — белый, как и почти везде на Сардинии. Оба пляжа подходят для отдыха с детьми, т.к. вход в море в этих местах пологий и постепенный. Поблизости есть кафе под открытым небом, кабинки для переодевания, туалеты. Летом пляжи весьма загружены, чтобы занять лежак, имеет смысл приходить пораньше.

Среди живописных каменистых пляжей можно выделить пляж Пунта-Молентис . Расположен он в уютной бухте и защищен от ветров скалами, при этом покрытие пляжа – мелкая галька и крупнозернистый песок, т.е. по сути, он не столько каменистый, сколько галечный. По размерам пляж небольшой.


Gabriel Garcia Marengo/Пляжи Кальяри

Трудно побывать на Сардинии и проехать мимо столицы этого итальянского региона - города Кальяри. Это не только самый интересный и красивый город острова, но и главный транспортный узел. Только еще в городе Ольбия на севере Сардинии есть свой международный аэропорт, а так все дороги ведут сюда. И раз уж вы тут очутились, то я вам расскажу все самое необходимое о Кальяри - достопримечательностях, проживании, транспорте, питании и покупках.


Аэропорт находится всего в паре километров в черте города, все пригородные поезда проходят мимо него. Бывают большие интервалы, но обычно время ожидания составляет примерно полчаса. Билет на поезд (2 остановки) стоит 1.25 евро, ехать 5-7 минут. Из города мимо аэропрота идет главная автострада острова, соединяющая крупнейшие города Сардинии - Кальяри-Ористано, а дальше две ветки - на Нуоро и Ольбию и на Сассари.


Аэропорт Кальяри

Главный железнодорожный вокзал города, весьма пустынный, находится практически в центре Кальяри. Центром же города считается крепость на скале (верхний город) и несколько прилегающих районов, в последних кроме одной церкви архангела Михаила XVI века постройки (освящена в XVIII) и римского амфитеатра больше нечего смотреть. Так что за впечатлениями и видами нужно идти в город на скале. Сюда можно попасть четырьмя путями - ворота на севере, на западе и на юге и через бастион Сен Реми, но он закрыт на реконструкцию и, судя по темпам реставрации, откроется не скоро.


Бастион Сен Реми


Церковь Св.Михаила


Церковь Св.Михаила

Старый город может похвастаться своим очень симпатичным собором и видами на остальной город, море и горы. Есть еще префектура, куда пускают за 1.5 евро, но смотреть там почти нечего. Еще в Кальяри много небольших церквушек.


Одна из главных площадей города - Дворцовая площадь, на которой находится префектура. Сама площадь, по сути - парковка. На прилегающей к ней площади уровнем ниже находится собор (в 10 метрах справа от точки снимка)


Префектура


Префектура


Префектура


Так выглядели коренные жители Сардинии


Церковь Мальтийского ордена


Церковь Святого креста, бывшая синагога в еврейском гетто

Сам собор Святой Марии и Цецилии был построен еще в 13 веке в пизанском стиле, но в 17-18 веках сильно обновился, получив внутренние барочные очертания.


Кафедральный собор


В крипте собора захоронены некоторые из правителей Сардинии


Средневековая надпись на внешнем стене собора

Упомянутые виды можно найти со стен на западе и на востоке старого города. Но, если вы хотите прямо "сказку", то нужно подняться на одну из средневековых башен. Их в городе две. Но западная в центре города (башня Слона у одноименных ворот) стоит гораздо ниже, поэтому подняться стоит на башню, расположенную у северных ворот - torre S.Pancrazio. Есть еще башня Шпоры, но ее не отличить от обычного дома.


Башня Св.Панкрата


Башня Слона


Видите слона?

Остатки римского периода немнагочисленны, фактически, остался один только амфитеатр. Он находится рядом с северными воротами, рельеф местности прекрасно скрывает его, и даже с башен он не виден. Вход стоит 5 евро, студентам до 26 и лицам старше 65 - 3.5. Проход только с гидом. Это очень навязчивая услуга на Сардинии, почти все достопримечательности можно смотреть только с гидом, которые не знают твоего языка и даже английский у них идет с трудом, но они ходят с тобой и чего-то тараторят на дикой смеси итальянского и английского, причем самое примитивное - это дом, это колонна. Так вот, походить вам не дадут, вы спуститесь вниз, подойдете к месту сцены и через 10 минут вам скажут - экскурсия окончена. Но смотреть там действительно нечего. Амфитеатр высечен в скале и сейчас переоборудован под современную концертную площадку, то есть, основание - античное, а сверху современный настил. Платить за это деньги смысла нет, амфитеатр прекрасно виден и от ограды у касс.

Еще у северных ворот есть городской и археологический музеи, но второй закрыт, первый, честно, не посещал. Обычно региональные музеи не особо интересны.


Археологический музей


Следы прошлого

Магазинчики можно найти в районе Via Iglesias у бастиона Сен Реми, там же в районе Via Olbia можно найти и самый ближний к центру продуктовый - Pam, если не ошибаюсь. Кафе и ресторанчики есть в квартале между Via Roma и Старым городом. Магазинов в городе я знаю только два. Гипермаркет Ашан находится на севере города, примерно в 3 км от центра, работает до 9. Если вы на машине (а на Сардинии можно обойтись и без нее), то любая дорога из города проходит мимо него. Недалеко есть вторая ж/д станция города, можно пешком попробовать дойти. Про Pam я уже написал. Ночью можно найти заведения с автоматами с едой и водой, иногда выручает.


Главная торговая улица Кальяри

В Кальяри я ночевал в нескольких местах, но выбрать оптимальное сочетание цены и качества было сложно. Мест не так много, что-то занято. Но лучший выбор я сделал перед отьездом. Остановился в небольшом гостевом доме в центре города - Sa Domu Cheta . Очень комфортные и уютные номера с сардинским колоритом в старом каменном доме. Прекрасный завтрак. Недорого. Удобное время вселения и выезда. Отличный Wi-Fi. Прекрасно говорящая на английском администратор и очень милые хозяева, которые меня выручили в сложной ситуации. Из того, что есть в центре в Кальяри, это, пожалуй, лучший вариант проживания - рекомендую!


Обратите внимание на ручную вышивку на наволочках


Изумительно вкусный яблочный пирог на завтрак хозяйка готовит сама

Я не могу сказать, что на Сардинии так уж много чего интересного, здесь интересны местные мегалитические постройки, ровесники египетских пирамид, красивая природа, но вот города почти все скучные. Кальяри, не побоюсь такой оценки - самый интересный город на Сардинии. Тут стоить остановиться немного пожить, почувствовать себя гордым подданным Сардинского королевства.

И помните, если будете брать машину в прокат, не берите ее у компаний Avis и Budget - они деньги клиентов!

Достопримечательности Кальяри (Cagliari) – это яркое солнце, скалистые берега, буйная средиземноморская растительность, чистейшие пляжи. И, конечно, архитектура, в которой гармонично сочетались стили не только разных эпох, но и народов. Из-за того, что город на протяжении столетий был удобной остановкой на оживленном морском пути из Европы в Африку, за право владеть им постоянно велись сражения, а сам он переходил из рук в руки, что не могло не сказаться на его достопримечательностях.

Главной площадью Кальяри является Дворцовая площадь (Piazza Palazzo). Здесь находится Королевский дворец (Palazzo Regio). Вокруг него в прежние времена строили свои дома представители знати, возвели ратушу, Кафедральный собор, дом архиепископа и другие важные для жизни города службы.

Напротив Кафедрального собора, возле бывшей ратуши, к Дворцовой площади примыкает небольшая площадь – Piazza Carlo Alberto. Здесь в прежние времена проводили казни, в т.ч. – обезглавливали дворян.

Piazza Palazzo не раз перестраивалась. Последние значительные изменения произошли после Второй Мировой войны из-за того, что многие здания сильно пострадали от бомбардировки. В результате часть исторических домов была снесена, площадь – расширена. Тем не менее, Piazza Palazzo удалось сохранить средневековый колорит. А чтобы подчеркнуть древность Дворцовой площади, с недавних пор въезд машинам сюда воспрещен: теперь это пешеходная зона.

Королевский дворец

Королевский дворец (Palazzo Regio) построили в первой половине XIV ст. по приказу Петра IV Арагонского (Pietro IV d’Aragona), – и с тех пор здесь пять столетий жили короли. В начале XIX в., когда войска Наполеона заняли Турин (Torino), тут была резиденция Савойского правящего дома (Casa Savoia).

В 1885 г. Palazzo Regio перешел во власть города, из-за чего внутренние комнаты подверглись серьезной реставрации: в здании было решено разместить префектуру (Prefettura) и администрацию провинции Кальяри (Città metropolitana di Cagliari). Комнаты Совета художник Доменико Бруски (Domenico Bruschi) украсил аллегорическими фресками.

Внутрь дворца попасть непросто: предварительно нужно договариваться об экскурсии. Иногда здесь проводят концерты. В этом случае увидеть изнутри дом, где жили короли, можно после покупки билета.

Храм Святой Марии

Кафедральный собор Святой Марии (Cattedrale di Santa Maria) – это главный храм Кальяри. Здесь хранятся важные христианские святыни – шипы из тернового венца Иисуса Христа, а также мощи сардинских мучеников. Вот почему сюда со всех сторон съезжаются паломники.

Появилась достопримечательность в XIII в. после того как пизанцы захватили город и разрушили главный храм Сардинии, посвященный святой Кикилии. Соответственно, городу понадобилась новая обитель. Ею стала церковь при цитадели Санта-Мария-ди-Кастелло. Через некоторое время храму дали статус кафедрального собора, сохранив имя.

После этого в соборе начались масштабные преобразования, которые закончились лишь в тридцатых годах прошлого века. Поэтому храм несет в себе черты разных эпох, а главный фасад оформлен в неороманском стиле. Внутри собора присутствуют элементы барокко и романского стилей, в интерьере преобладают серебристые тона, сохранились оригинальные фрески.

При храме есть Святилище мучеников. Здесь три капеллы. В одной из них, в капелле св. Люцифера, обустроено восемьдесят ниш, где хранятся мощи святых. Также здесь установлен памятник Марии-Жозефине Савойской (Maria Giuseppina Luisa di Savoia), которую похоронили внутри собора в 1810 г. Де-юре Мария-Жозефина была королевой Франции.

Дворец архиепископа

Дом архиепископа (Palazzo Arcivescovile) расположен между собором и Королевским дворцом, по адресу Piazza Palazzo, 4. Впервые о нем упоминается в 1300 г., но есть все основания предполагать, что здание появилось значительно раньше, и дворец был домом судьи.

Долгое время здесь была резиденция архиепископа, но жили и более важные люди. Например, во времена Наполеона тут обитал сардинский король Карл Феликс (Carlo Felice), поскольку Королевский дворец не мог вместить весь двор.

Нынешнему облику дворец архиепископа во многом обязан реконструкции, что была проведена в 30-х гг. прошлого века. На боковой стене можно увидеть погребальные надписи, что относятся к раннему христианству. Внутри дворца можно увидеть оригинальную структуру древнего фасада собора, мраморную лестницу в прихожей. Зал заседаний славится изящным декором и многочисленными картинами. Также здесь хранятся различные археологические находки.

Бывшая ратуша (Antico Palazzo di Città) находится на Piazza Palazzo, 6. Построили мэрию в XIV в. Свой нынешний вид достопримечательность приобрела в XVIII в., когда фасаду придали вид пьемонтского барокко.

В конце XIX ст. мэрию перенесли в новое здание на via Roma, а в бывшей ратуше разместили консерваторию (Conservatorio di musica Giovanni Pierluigi da Palestrina). В 70-х гг. прошлого века учебное заведение переехало на via Bacaredda, и дом долгое время был в запустении.

В 2009 г. дворец открыли для посетителей, разместив в его стенах экспонаты этнографического (Fondo Etnografico Manconi Passino), керамического музеев (Fondo Ceramico della Collezione Ingrao), фонда сакрального искусства (Fondo d’Arte Sacra della Collezione Ingrao). В подвалах здания можно увидеть античные баки, в которые собирали дождь, мощенный камнями средневековый пол, арочные проемы, оформленные в манере поздней готики.

Также здесь расположено представительство мэра города.

Церкви

В Кальяри очень много древних храмов. Некоторые из них настолько стары, что появились задолго до Рождества Христова. Например, это относится к склепу-пещере, где нашла свое убежище в пятом веке святая Реститута, одна из первых христианок Сардинии. Церковь покровителя города, святого Сатурнина, ненамного моложе: она совершенно точно существовала уже в начале шестого века. Остальные достопримечательности Кальяри не менее интересны, и их появление связано с интереснейшими легендами.

Базилика святого Сатурнина

Храм святого Сатурнина (Basilica di San Saturnino) – это древнехристианская церковь, расположенная на Piazza San Cosimo. Сведения этой достопримечательности впервые встречаются у дьякона Феррандо, биографа св. Фабия Фульгенция (Fulgenzio di Ruspe), который жил в VI в. Он бывал в храме, когда останавливался в расположенном неподалеку монастыре.

Назвали храм в честь покровителя города, святого Сатурнина (St. Saturninus of Cagliari), неслучайно: базилику построили недалеко от его захоронения, на месте, где мученика в 304 г. обезглавили за отказ поклоняться Юпитеру.

В XI в. храм перешел к бенедиктинцам, которые отреставрировали церковь в романском стиле. В 1324 г. монастырь, что был при церкви, оказался разрушен в ходе военных действий, – и храм долгое время пребывал в запустении, пока в XVIII ст. в нем не возобновили службы.

В 1943 г. базилика сильно пострадала от бомбежек. После войны её отреставрировали и открыли для прихожан. Сейчас здесь часто проводят бракосочетания. Для посетителей храм открыт в субботу с 10 до 13 и с 15.30 до 19.30

Святилище Богоматери (Santuario di Nostra Signora di Bonaria) являет собой комплекс. Он состоит из маленькой церкви XIV в. и примыкающего к её стенам крупного храма, который имеет статус малой папской базилики. Расположена достопримечательность на Piazza Bonaria.

Появление церкви относится к временам покорения Сардинии королем Альфонсо Арагонского (Alfonso d’Aragona), который изгнал отсюда пизанцев. В 1335 г. он выделил монахам из ордена мерседариев небольшую церковь и монастырь при ней.

В марте 1370 г. испанский корабль, что плыл Средиземным морем, попал в шторм. Он был такой силы, что матросы для спасения решили выбросить за борт весь груз, в том числе и тяжелый ящик. Как только он оказался за бортом, буря утихла. Ящик прибился к берегам Кальяри, недалеко от церкви. Его нашли монахи, а когда открыли, обнаружили деревянную скульптуру Богородицы, которая в одной руке держала младенца Иисуса, в другой – зажженную свечу.

С тех времен базилика Богоматери в Бонарии стала местом поклонения паломников и моряков , а для хранения скульптуры возвели расположенный рядом храм. Строительство его началось в 1704 г., закончилось в 1926 г. Он является самой большой базиликой острова.

Церковь архангела Михаила

Храм архангела Михаила (Chiesa di San Michele), что размещается на Via Ospedale, 2, изначально принадлежала иезуитам. К ней примыкает военный госпиталь, который в прежние времена являлся Домом иезуитского послушничества (ex Casa del noviziato).

Строительство храма началось в 1674 г. и затянулось на сорок лет. Освятили церковь в 1738 г., о чем свидетельствует мемориальная плита, размещенная справа от портала. В нише верхней части фасада можно увидеть скульптуру св. Михаила. В одной руке держит меч (символ веры), в другой – весы (знак справедливости).

Храм построен в стиле барокко, его внутреннее убранство оформлено в манере рококо чрезвычайно роскошно. Внутри привлекают внимание старинные фрески, скульптуры, лепнина, красивый мозаичный купол. Стены храма облицованы разноцветным мрамором. Его восемь капелл соединены длинной крытой галереей, что идет по периметру храма. Также здесь находится кафедра, с которой в 1535 г. выступал император Карл V Габсбург (Carlo d’Asburgo) перед походом против пиратов. Перевезли сюда кафедру из храма св. Франциска, что разрушили в XIX ст.

Склеп святой Реституты

Пещерный склеп и церковь святой Реституты (Cripta e Chiesa di Santa Restituta) можно найти на Via S. Efisio. Здесь все пропитано стариной: пещеру использовали для религиозных обрядов еще в дохристианские времена. Место это сумрачное, мрачноватое, особую атмосферу подчеркивает эхо капель, падающих со сводов. В V ст. здесь нашла убежище святая Реститута, которая считается одной из первых христианок Сардинии. На стенах склепа можно увидеть её изображение: в XIII в. пещеру украсили фрески. Также здесь установлены алтари, датированные пятым столетием.

Использовали склеп как храм до конца XIII в., после чего оказался заброшен. В XVII ст. над ним построили храм. Его появление связано с соперничеством за титул предстоятеля Сардинии и Корсики (il titolo di primate di Sardegna e Corsica) между архиепископами Кальяри и Сассари (Sassari). В ходе соперничества они организовали раскопки древних захороненей и мест, где ранние христиане справляли обряды. Во время этих поисков были обнаружены мощи св. Реституты (правда, утверждения о том, что останки принадлежат святой, многие подвергают сомнению).
В годы Второй мировой войны в пещере горожане прятались от бомбежек. В наши дни для туристов склеп открыт, вход бесплатный, работает с утра. Церковь закрыта: её реставрируют.

Церковь святой Анны

Коллегиальную церковь святой Анны (La collegiata di Sant’Anna) можно найти на Via Domenico Alberto Azuni. Это приходской храм района Стампаче (Stampace), что размещается в верхней части исторического центра.

История базилики началась в XIII в., когда на возвышенности горожане построили небольшую церковь. Спустя пять столетий её решили снести, чтобы возвести более просторное здание в стиле пьемонского барокко. Строительство шло долго из-за отсутствия средств. Правую колокольню построили лишь в 1938 г.

В результате упоминание о строительстве храма стало нарицательным. Когда горожане используют фразу: «La costruzione di Sant’Anna», они саркастически говорят о чем-то бесконечном, что никогда не закончится, сравнивая обсуждаемое событие с долгим и беспокойным строительством приходской церкви Стампаче.

Как только состоялось открытие храма, началась Вторая мировая война, – и многочисленные бомбардировки нанесли сооружению серьезный ущерб. Поэтому после окончания военных действий храм пришлось восстанавливать. Повторное открытие церкви св. Анны состоялось в 1951 г.

Внутри храма хранится немало произведений искусств. Среди них – разноцветный алтарь в капелле Святого Сердца Исуса, неоклассический алтарь черного цвета, посвященный герцогу Амадею IX Савойскому (Amedeo IX di Savoia il Beato). Также тут можно увидеть деревянные скульптуры святых Иакова и Анны (santi Anna e Gioacchino) с Иисусом на руках, картину Джованни Маргинотти (Giovanni Marghinotti), на которой изображен Искупитель среди ангелов.

Церковь святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) размещается на Via Lodovico Baylle, 80. Фасад базилики малопримечательный, поэтому турист вполне может пройти мимо храма, не признав в нем культового сооружения. Тем не менее, церковь святого Августина является единственным в городе образцом архитектуры Возрождения.

Построили храм в XVI в., – и он изначально он задумывался как обитель отшельников, чем объясняется простой вид фасада, что выходит на восточную сторону. Также есть более интересный вход с Largo Carlo Felice, который ведет в оригинально оформленный двор храма. Внутри церкви немало фресок, отделанный розетками потолок. Не до конца оштукатуренные стены усиливают ощущение старины. Также выделяется алтарь, оформленный в стиле барокко, есть несколько статуй святых.

Недавно от церкви ученые обнаружили следы древнеримских построек. Поэтому вокруг неё постоянно ведутся археологические работы, из-за чего храм периодически закрывают для посещения.

Оборонные сооружения

Поскольку на Сардинию часто нападали, для защиты Кальяри в начале XIV в. соорудили оборонительные сооружения: мощные крепости, бастионы, башни, стены. Они не только защищали от атаки врагов, но и использовались в качестве наблюдательного пункта. С башен хорошо просматривались как морские просторы, так и суша.

И только после того как в 1861 г. остров вошел в состав объединенной Италии, город утратил статус «оборонной крепости». Поэтому было принято решение часть стен снести. Те же из них, что не мешали развитию городской архитектуры, были сохранены.

Крепость святого Михаила (Castello di San Michele) размещается на холме, на склонах которого раскинулся одноименный парк. Находится достопримечательность в четырех километрах от центра города на Via Sirai.

По краям средневекового замка можно увидеть три башни. Перед его стенами снаружи вырыт ров. Это самая старая крепость Кальяри, дожившая до наших дней : её построили в десятом веке. Сначала замок использовали лишь как оборонное сооружение. Затем крепость с 1350 по 1511 гг. стала резиденцией знатного рода Карро (Carroz). В это время здесь появился парк.

В XVII в. в городе вспыхнула чума, – и было принято решение использовать крепость, которая к тому времени долго стояла заброшенной, как больницу. Иными словами – изолировать в ней больных. По окончании эпидемии замок укрепили для борьбы против французов в XVII-XVIII вв. В 1940 г. здесь базировался военно-морской флот.

В настоящее время здание хорошо сохранилось и открыто для туристов. Здесь проводят временные выставки, театральные представления. С холма открывается вид на окрестности.

Башня Сан-Панкрацио (Torri di San Pancrazio) размещается на Piazza dell’Indipendenza, в самой высокой точке квартала Кастелло (Castello). Построили достопримечательность пизанцы в 1305 г. для защиты Кальяри от сарацинских пиратов и генуэзцев. Три стены у неё сплошные, чтобы оборонять город, в них сделаны узкие маленькие отверстия. Четвертая, что обращена к Castello, имеет балконы на четырех ярусах. Внизу сооружения – одноименные ворота, через которые в прежние времена можно было попасть в Кастелло.

Сан-Панкрацио – это самая высокая башня Кальяри: в настоящий момент её высота составляет 36 м, толщина стен – 3 м. В прежние времена она была значительно выше, но бомбардировки атакующих город англичан (1701 г), испанцев (1717 г.) частично разрушили её. В 1793 г., когда Кальяри атаковали войска Наполеона, Сан-Панкрацио потеряла вершину.

Когда городом стала править арагонская династия, в Сан-Панкрацио разметили тюрьму. В 1906 г. сооружение отреставрировали. Сейчас башня открыта для туристов, а с её обзорной площадки открывается великолепный вид на Кальяри и окрестности.

Башня Слона (Torre dell’Elefante) находится на Piazza S. Giuseppe. Это вторая по величине башня Кальяри: её высота составляет 31 м. Построили достопримечательность в 1307 г., а назвали в честь одного из символов (Pisa) – слона, скульптуру которого установили в 10 метрах над землей.

Torre dell’Elefante многие называют близнецом Сан-Панкрацио: она также имеет четыре яруса, три глухих стены, одну – с балконами. Внизу – портал, который служил входом в Кастелло. Имеет она и схожую судьбу: в свое время в ней также разместили тюрьму. Недалеко от башни на Piazza Carlo Alberto было место казни, а на её стенах вывешивали головы отрубленных людей. Некоторые из них весели там по нескольку лет. Поэтому местные верят, что в ветреные ночи с площадки, где умирали люди, доносятся голоса их душ.

Сейчас доступ в башню для туристов открыт. Подниматься наверх тяжело, но вид на улицы города и залив зачаровывает.

Бастион Сан-Реми (Bastione di San Remy) размещается на Piazza Costituzione. Построили его в конце XIX ст. вместо разобранных крепостных стен, что соединяли Кастелло с другими кварталами Кальяри. Бастион получил название благодаря барону Сан-Реми, наместника Пьемонта (Piemonte), по приказу которого появилась достопримечательность.

Bastione di San Remy являет собой внушительное сооружение, по бокам которого высокие арочные окна. Двойная лестница ведет наверх и заканчивается возле Триумфальной арки, минуя которую можно попасть на террасу Умберто I (Umberto I) со скамейками и пальмами. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности. С тылу бастион выглядит абсолютно неприступно – это мощные стены, возвышающие над отвесными скалами.

Внутри сооружения обустроен крытый переход. Сначала здесь размещался банкетный зал, в годы Первой мировой войны – медпункт. В 40-х гг. XX в. здесь жили люди, чьи жилища разрушила война. Сейчас крытый переход отреставрирован, и здесь проводят художественные выставки.

Цитадель музеев

Сразу несколько музеев Кальяри размещаются в здании бывшей Цитадели, из-за чего музейный комплекс называется La Cittadella dei musei. Находится крепость в самой высокой точке района Кастелло, вход с площади Арсенальной, 1 (Piazza Arsenale).

Появилась Цитадель в XVIII в. на месте разобранных оборонных сооружений. До 1825 г. в её станах размещался арсенал. В ходе Второй мировой войны здание часто бывало целью авианалетов и бомбардировки. Реставрация крепости началась в 1965 г. и затянулась на четырнадцать лет.
В настоящее время в стенах бывшей крепости размещены экспозиции:

  • Археологического музея;
  • Анатомического музея восковых фигур «Susini»;
  • Национальной художественной галереи;
  • Художественного музея сиамского искусства Стефано Карду.

Также в Цитадели обустроены помещения для временных экспозиций, конференций, ресторан. Поскольку крепость расположена на горе, перед посетителями старой крепости открывается великолепная панорама.

Археологический музей

Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale di Cagliari) размещается на Piazza Arsenale, 1. Здесь находятся уникальные экспонаты – бронзовые фигурки и другие артефакты, что относятся к эпохе нурагов. Она получила свое название от типа башен, которые были распространены на острове со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII ст. до н.э.

История музея началась в 1800 г., когда вице-король Карло-Феличе (Carlo Felice) организовал в залах дворца Viceregio кабинет археологии и естественной истории. Спустя два года экспонаты музея стали открыты для общественности. В 1806 г. экспозицию подарили университету, после чего она переехала в palazzo Belgrano.

На Арсенальной площади музей оказался в 1993 году. Его экспонаты размещаются на трех этажах и расположены таким образом, чтобы посетитель в хронологической последовательности ознакомился с историей Сардинии от неолита до времен поздней античности. Среди экспонатов – керамические изделия, финикийское ожерелье из фаянса, пунические и римские монеты.

Анатомический музей восковых фигур «Susini»

В анатомическом музее восковых фигур им. Клементе Susini» (Museo delle cere anatomiche intitolato a Clemente Susini) собрана одна из наиболее интересных в мире коллекций. Здесь представлены вылепленные из воска фрагменты человеческого тела (голова, мышцы, глотка, печень и др.), которые дают детальное представление о том, как выглядят разные органы.

Коллекция появилась между 1801 и 1805 гг. благодаря инициативе профессора Франческо Бои (Francesco Boi). Над восковыми скульптурами работал во художник Клементе Сусини (Clemente Susini). В Кальяри созданные им модели прибыли в 1805 г. и около полувека находились в музее Королевского дворца. Затем экспонаты передали университету, и они были переданы в Palazzo Belgrano. После этого музей еще несколько раз переезжал, пока не оказался в Цитадели.

Национальная художественная галерея (Pinacoteca nazionale) появилась во второй половине XIX в., когда в государственную собственность перешло немало церковных ценностей. Расположен музей на трех этажах в хронологической последовательности: самые старые экспонаты размещаются на последнем ярусе.

В залах Национальной художественной галереи представлены произведения сардинских художников XVI-XVIII вв. Среди них – картины Пьетро Каваро (Pietro Cavaro), местного уроженца, одного из самых известных живописцев Сардинии. Также тут есть коллекция сардинских и каталонских алтарных росписей XV-XVI вв. Привлекает внимание этнографическая коллекция, среди экспонатов которой – сардинские ткани, мебель, керамика, оружие.

Художественный музей сиамского искусства

Художественный музей сиамского искусства (Museo civico d’arte siamese Stefano Cardu) был создан после того, как Стефан Карду в 1914 г. подарил городу коллекцию, которую приобрел в Сиаме во время путешествия по Индокитаю. Сначала экспонаты были выставлены в Муниципальном дворце (palazzo Civico), затем – в художественной галерее. С 1981 г. экспозиция размещается в Цитадели.

Состоит сиамская коллекция из картин, что изображают разные истории из жизни народа рамакиен, рукописей, буддийских скульптур, выполненных из бронзы слоновой кости, дерева, серебра. Также здесь очень много фарфора, различных статуэток (окимоно, нэцкэ). Особый интерес представляет коллекции восточных монет, оружия.

Археологические раскопки

Кальяри – очень старый город. Многочисленные раскопки свидетельствуют о том, что поселение существовало уже в XVIII в. до н. э. Прежде всего, об этом говорит самый большой в мире некрополь, что появился здесь в эпоху неолита. Также на территории города археологи обнаружили руины жилых домов, строительство которых относится к I в. до н.э. Огромный амфитеатр говорит о том, что во времена Римской империи в Кальяри кипела жизнь.

Пунический некрополь (Necropoli Punica di Tuvixeddu) размещен на холме, Colle Di Tuvixeddu, что в переводе с сардинского означает «холм маленьких отверстий». Назван он так неслучайно: в нем множество могильных углублений. Некоторые из них украшены хорошо сохранившимися барельефами.

Всего на территории некрополя археологи обнаружили свыше тысячи могил, которые относятся к карфагенскому и древнеримскому периодам.

Первые захоронения появились здесь во времена неолита, о чем свидетельствуют обнаруженные в древних могилах инструменты из кремня, керамические изделия (3800-2900 гг. до н.э).

Самая интересная могила – это Змеиный грот. Её внешняя часть украшена фасадом, на фронтоне которого изображены две змеи. Внутри – две погребальные камеры, на стенах которых можно увидеть надписи, рассказывающие о захороненных здесь людях. Согласно им, тут погребена супружеская пара, Атилия и Кассий Филипп. Когда муж серьезно заболел, жена упросила богов позволить ей умереть вместо супруга, – и они выполнили её просьбу. Похоронили женщину в этом холме. Впоследствии, когда Кассий умер, его прах захоронили возле Атилии.

Римский амфитеатр (Anfiteatro romano) размещается на via Sant’Ignazio da Laconi. Достопримечательность органично вписывается в окружающие её скалы. Сверху сооружение огибает городская улица, что позволяет осмотреть его с разных сторон.

Появился Anfiteatro romano в I-II вв. н.э., когда Сардиния была под властью Римской империи. Половину сооружения вырубили в известняковой скале, для строительства южной части использовали блоки из местного известняка. Амфитеатр вмещал 10 тыс. зрителей, а на его аренах проходили бои между животными, гладиаторами, а также специально набранными бойцами. Здесь перед толпой ликующих зрителей приводили в исполнение смертные приговоры.

Из-за распространения христианства гладиаторские бои стали непопулярны, а в 437 г. их запретили вообще. После этого амфитеатр в Кальяри долгое время был в запустении, а местные жители и правители использовали его камни для строительства новых сооружений.

Разорение достопримечательности происходило до середины XIX в., пока Anfiteatro romano не перешел по власть и охрану города. С некоторых пор здесь проводятся различные спектакли, для чего часть амфитеатра накрыли железом и деревом. Такие действия вызвали немало критики со стороны археологов, которые утверждают, что подобные конструкции вредят достопримечательности. Сейчас власти пересмотрели свою позицию, и в скором времени планируется реставрация, направленная вернуть амфитеатру первоначальный вид.

Вилла Тигелия (Villa di Tigellio) размещается на Via Tigellio, 18, недалеко от ботанического сада и Римского амфитеатра. Это место не является виллой в прямом смысле этого слова: здесь находятся руины зданий, появление которых относится к I в. до н.э. Раньше ученые считали, что тут находилась вилла известного сардинского музыканта Тигелия (Tigellio). В дальнейшем было обнаружено, что к этим сооружениям он никакого отношения не имел, но название закрепилось.

Археологические исследования подтвердили, что здесь размещались три основных здания, которые были обитаемы вплоть до четвертого столетия. В одном из них ученые нашли выложенный мозаикой пол, фрески, в другом – гипсовые украшения, несколько вертикальных колон, места для сбора дождевой воды.

Театры

В Кальяри очень много театров, каждый из которых имеет свою историю и занимает особое место в жизни города. Почти все они появились после Второй мировой войны: театры, что существовали до начала военных действий, были уничтожены бомбардировкой. В настоящее время главными из них являются два храма Мельпомены – театр Мессимо и театр Лирико.

Театр Мессимо

Театр Массимо (Teatro Massimo) расположен на Via Edmondo De Magistris. Построен он был внутри старой паровой мельницы г-на Мерелло (Merello), который вместе с другим предпринимателем, Иво Маццеи (Ivo Mazzei) решил соорудить здесь театр.

Строительство было закончено в 1947 г. В результате был создан один из самых больших театров Италии, что был рассчитан на 2,5 тыс., а его площадь составляла 4,5м2. Здесь показывали не только театральные представления, но и кинофильмы. В 70-х гг. владельцы театра решили его снести, чтобы построить несколько зданий. В 1981 г. театр Массимо вновь был открыт и работал до того момента, как в нем случился серьезный пожар, после чего театр закрылся.

В 2004 г. один из наследников основателя театра Джон Меррелло разорвал контракт с наследником семьи Маццеи, и приступил к реставрации здания. При этом были снесены внешний фасад, балкон, некоторые другие объекты.

Открыт новый театр был в 2009 г. В нем обустроено два зала. Один рассчитан на 752, другой – на 202 места. С тех пор в его стенах выступало немало оперных певцов и важных театральных деятелей.

Оперный театр Лирико (Teatro Lirico) размещается на Via Sant’Alenixedda. Строить его начали в 1971, закончили – в 1993 г. Целью строительства было затмить Civic Theatre, что был уничтожен пожаром в 1942 г.

В настоящий момент Teatro Lirico являет собой современное здание, рассчитанное на 1650 мест. Помимо большой сцены, здесь есть залы для репетиций, бар, ресторан, офисы, книжный магазин. Красная комната предназначена для проведений конференций и образовательных мероприятий. К основному зданию примыкает библиотека.

Где отдохнуть

Кальяри – это очень зеленый город. Еще одним плюсом является то, что многие парки расположены очень близко от центра. Гуляя по тенистым аллеям, здесь можно любоваться буйной средиземноморской растительностью, наблюдать за жизнью различных птиц. При желании можно сходить на пляж. Здесь находится один из самых длинных .


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении